СПИДВЕЙ - мотогонки по кругу (треку). Идея создания команды принадлежала председателю мотоклуба «Труд» при комбинате искусственного волокна Ю. Петрову. По его инициативе специально для этого вида спорта в короткие сроки был сооружен стадион «Труд». Специальное покрытие для дорожек - гари (отсюда и название гаревая) в Балакове хватало в паровозном депо.
А вот тренироваться иногда приходилось прямо на улицах. Только что отстроенный стадион принял первых спортсменов в августе 1963 года. Новую гаревую дорожку опробовали лучшие гонщики Саратовской области и представители мотоклуба комбината искусственного волокна. А уже 7 и 8 сентября в Балакове выступали сильнейшие представители советского спидвея: мастера спорта В.Кузнецов, Ю.Оленев, В.Моисеев, Б.Захаров, Х.Мейер, Г.Куриленко и В.Шило. На трек вышли и молодые балаковцы - Г.Семенов, В.Бремзин, Е.Кандаков и В.Барышников. Первый из них вошёл в тройку призеров, а победитель встречи, Г.Куриленко, и дебютантов похвалил, и балаковский трек, признав его дорожку второй по качеству среди 13 гаревых дорожек СССР.
Открытие второго для балаковских мотогонщиков сезона состоялось накануне 1 мая 1964 года. На стадионе собралось более 10 тысяч болельщиков. В течении двух дней они сумели увидеть всех звезд советского спидвея из Москвы, Красноярска, Куйбышева, Орла, Уфы и Салавата. Наиболее известных из них - членов сборной страны В. Моисеев, Л.Краев и В.Корнев. Итог соревнований: 1-е место - Краев,2-е место Моисеев и о чудо! - на 3-м месте опять балаковец - все тот же Г.Семенов. Скоро ему предоставилась возможность доказать, что этот успех не случаен. 6-7 июня в Балакове прошли первые в Саратовской области международные соревнования по спидвею на личное первенство. В Балаково приехали гонщики из СССР. ГДР и Югославии. За советскую команду впервые выступило четверо балаковцев: Г. Семенов, В. Барышников, Г.Пухов и Л.Хинт. И снова Семенов стал третьим, набрав 19 очков. Тогда был установлен первый рекорд посещаемости: на стадионе собралось 20 тысяч зрителей.
Спустя два месяца балаковцы завоевали уже все три призовых места- по результатам товарищеской встречи (4 и 5 июля) с гонщиками из Москвы и Куйбышева. На пьедестал почета поднялись Г.Семенов, упустивший только одно очко из 24 возможных, Г.Пухов и Л.Хинт.
1964 год оказался самым насыщенным. Уже в начале августа балаковские болельщики стали свидетелями ещё одной международной товарищеской встречи: между сборными СССР и Польши. На балаковский трек 4 и 5 августа вышли поляки З.Подлецкий, А.Выгленда, А.Погожельский, М.Россе и М.Кайзер и советские гонщики: финалист личного первенства мира Г.Куриленко, чемпион Европы по мотогонкам на льду Г.Кадыров, бронзовый призер европейского первенства В.Дубинин, а также Л.Краев, Р.Хайбрахманов, Р.Сафаров, балаковцы Г.Пухов, В.Галченко, Г.Семенов, Л.Хинт и Ф.Губарьков. Результаты- 1-е место- Г.Куриленко с лучшим временем 1 мин. 18,8 с,2 место- А.Выгленда и 3-е -З.Подлецкий.
Тогда же балаковцы впервые были представлены на чемпионате СССР- первой балаковской командой по спидвею «Корд», которая была создана при комбинате искусственного волокна. По итогам «Корд» занял лишь 9 место из 18, но зато был включен первым номером в розыгрыш первенства СССР 1965 года среди клубных команд в классе «Б».
А 24 и 28 января 1965 года впервые в Балакове состоялись мотогонки по льду. И сразу международного уровня- отборочные соревнования чемпионата Европы. На стадионе «Труд» встретились сильнейшие гонщики Австрии, Болгарии, ГДР, Монголии и СССР. Лучшими показали себя гонщики СССР и Монголии. Победителем первого дня отборочных соревнований стал советский гонщик В.Чугунов. На 2-е место после В.Чугунова молодой гонщик из Монголии - Сержбудээ. На 3-е, 4-е и 5-е места вышли советские спортсмены Гантанов, Моисеев и Браславский. По итогам двух дней соревнований первые три места заняли гонщики- В.Чугунов, В.Моисеев и Ю.Оленев.
Одновременно с мотоклубом комбината искусственного волокна существовала и мотосекция при ДОССАФ «Саратовгэсстроя». Её наставник С.Аникин предложил клубам объединиться, но «кордовцы» на это не согласились. А в 1965 году «Корд» впервые стал призером чемпионата СССР: у него - серебро в классе «Б», Золотые награды - у уфимцев и бронза - у команды из Владивостока. В личном первенстве наилучшего результата добился Г.Пухов: он стал пятым.
О балаковской команде заговорили как о сильном сопернике. Когда в Новосибирске проходила Спартакиада народов РСФСР по техническим видам спорта, «Корд» дошел до финала и завоевал серебряную медаль. В первенстве страны балаковцы вышли на 3-е место во второй группе.
В 1966 году «Корд» успешно стартовал в чемпионате СССР, выиграв 8 встреч подряд и заняв 1-е место во второй группе и получив право выступать в классе «А». Балаковцы прорвались в сильнейшую лигу всего за два года!
А 22-23 октября 1966 года в Балакове впервые прошли соревнования на приз мастера спорта Б.Захарова, который в 1963 году установил первый рекорд балаковского трека: 4 круга он прошел за 1 мин 18,9 с. В мемориале Захарова приняли участие лучшие гонщики страны. Большой приз и золотую медаль соревнований завоевал чемпион мира уфимец Г.Кадыров.
В 1968 году «Корд» стал серебряным призером, проиграв победителю чемпионата «Башкирии» всего одно очко. В июле того же года на стадионе «Труд» состоялась принципиальная встреча между опытной командой и едва родившейся «Турбиной» («Саратовгэсстрой») во главе с молодым газоэлектросварщиком автоколонны Е.Леошкиным, который до этого неплохо проявил себя как мотокроссмен. «Турбина» показала зубы: обладателем диплома 1 степени и золотой медали стал 17 летний слесарь СУ-6 В.Гордеев. Через несколько месяцев он уже кандидат в мастера спорта и приглашен в сборную СССР. Вместе с ним - ещё три его земляка: «ветеран» сборной Б.Цеханович и новички - В.Калмыков и А.Миронов. Небывалый доселе успех балаковского спидвея.
Между тем в 1969 году «Турбина» дебютировала в первенстве СССР в классе «Б» и победила в первых же двух встречах саратовского «Салюта» и московского «Центра». Честь «Турбины» отстаивали мастер спорта В.Голубев, перворазрядники В.Кубанов и М.Краснов, второразрядники Г.Дзеба и В.Зотов, третьеразрядник А.Журавлев и В.Мазанов. А 20 мая, на стадионе «Труд», во встрече с «Янтарем» из Даугавпилса, к ним присоединился В.Гордеев. Он принес команде наибольшее количество очков-12. И снова- победа. А в классе «А» не менее успешно выступал «Корд». Календарь чемпионата был поставлен так, что на своем треке «кордовцы» появились в тот год лишь 23 августа И сразу же совершили маленький подвиг: проигрывая гостям- «Локомотиву» из Даугавпилса- одно очко перед последним заездом, они буквально вырвали победу.
Кроме героев матча за «Корд» выступали мастер спорта А.Миронов, кандидат в мастера И.Сибирев, Г.Новоселов, М.Гусев. Итог сезона- 69: «Корд»- третий в классе «А», «Турбина»- на таком же месте, но в классе «Б».
Спортсмены молодой «Турбины» отличились и в международных соревнованиях. В Тольятти, в товарищеской встрече СССР Венгрия, набрав 15 очков, победил балаковец М.Краснов, на вторую ступеньку пьедестала почета взошел его одноклубник В.Кубанов.
А.В.Гордеев был признан лучшим гонщиком товарищеских встреч в Польше. И, похоже, эта страна стала для него почти родной. В июне следующего, 1970 года, он завоевал почетный приз-мемориал им. З.Ранишевского, которым в течении 13 лет владели только польские гонщики.
Начала восходить звезда и его младшего брата Валерия. Он уже был очень заметен в «Турбине». Ещё год, и Валерий- чемпион России среди взрослых и чемпион СССР среди юношей 1971 г. А Владимир тогда же стал вторым в личном чемпионате мира и «взрослым» чемпионом СССР.
В этом же году в последней встрече чемпионата «Турбина» на своем треке уверенно победила «Центр» из Москвы и, заняв 1-е место в классе «Б», перешла в высшую лигу- класс «А». Эту победу завоевали В.Зотов, Валерий Гордеев, В. Олейников, М.Гусев, А.Журавлев, В.Некипелов и Н.Толоконцев.
А заключительным аккордом сезона стала товарищеская встреча на стадионе «Труд» между чемпионом высшей лиги Польши «Полонией» и сборной клубов Саратовской области. Соревнования были посвящены 10-летию балаковского химволокна. В командной гонке с разрывом всего в одно очко (54:53), благодаря победе в последнем заезде Валерия Гордеева и В.Зотова, выигрывает саратовская сборная, в личной- опять неукротимый Гордеев.
В 1972 году «Корда» уже нет. Вместо него на треках страны блистает стремительная «Турбина». Дебютант высшего первенства ССР, она сразу взлетает до 2-го места.
Наступает «золотой» 1973 год. В первых встречах, в мае, балаковские гонщики у себя дома более, чем уверенно побеждают «Жигули» из Тольятти-56:22 и чемпиона СССР 1972 года «Восток» из Владивостока-56:19. Стартовав столь успешно, «Турбина» не менее успешно и финиширует: за тур до окончания чемпионата, проиграв и сведя к ничьей лишь по одной гонке, она обеспечивает себе «золото» и, уже в ранге чемпиона, громит «Башкирию» из Уфы-57:20. Балаково ликует! И не только по поводу этого. Братья Гордеевы никому из своих соперников не оставляют шанса в личном зачете чемпионата страны и становятся: Владимир - первым, Валерий- вторым. Браво! И к этому «браво» присоединяется «браво» Международной федерации мотоспорта: она осталась довольной организацией проведения полуфинала командного чемпионата мира, который прошел в Балакове 5 августа. Тогда сборная СССР заняла 1-е место и вышла в финал, который проводился на знаменитом стадионе Уэмбли в Англии, а Валерий Гордеев получил сразу два приза «Лучший гонщик команды» и «За лучшее время» (1 мин 16,4 сек)
А дальше стало твориться что-то ни для кого из знатоков спидвея не предсказуемое. «Турбина» ещё пять раз подряд становиться чемпионом СССР! Такого успеха не добивался никто! Хотя «Башкирия» тоже была шестикратным чемпионом, но не 6 же раз подряд.
Нет равных балаковцам и в личном зачете.
1973г.: 1-е место – Владимир Гордеев, 2-е место Валерий Гордеев.
1974г.: 1-е место Владимир Гордеев, 2-е место- Валерий Гордеев.
1975г.: 1-е место-Валерий Гордеев, 3-е место –Владимир Гордеев.
1976г.: 1-е место- А.Ухов.
1977г.: -1-е место- Валерий Гордеев
1978г.: 1-е место – Владимир Гордеев.
Все эти победы достигнуты во многом благодаря заслуженному тренеру России Е.Леошкину. До сих пор ему нет равных. Никто не может похвалиться таким количеством побед своих воспитанников.
А теперь статистика последующих балаковских побед.
Командный чемпионат СССР: «Бронза»-1979, 1980, 1981, 1988, 1990 гг. «Серебро»-1985, 1991 гг. «Золото» -1984, 1989гг.
Личный чемпионат СССР 1979 года: 3-е место – Валерий Гордеев.
1980г.: 2-е место – Владимир Гордеев (но выступал за Ленинград).1982г.: 3-е место – Валерий Гордеев. 1983 г.: 2-е место – Валерий Гордеев. 1984 г.: 1-е место Валерий Гордеев.1985 г.: 2-е место Валерий Гордеев. 1986 г.: 1-е место Валерий Гордеев. 1987 г.: 1-е место – Валерий Гордеев. 3-е место – О.Волохов. 1991г.: 1-е место С.Кузин
Личный чемпионат России.
1992 г.: 1-е место- С.Кузин. 2-е место А.Морозов.1993г.: 1-е место- С.Кузин. 3-е место О.Волохов. 1996 г.: 3-е место С.Кузин (с 1995 года выступает за Тольятти). 1997г.: 3-е место С.Кузин 1999 г.: 2-е место С.Кузин.
1985 г. «Турбине» назначили специальную стипендию ДОСААФ. Однако спустя 5 леь лишили. Началась так называемая перестройка. «Турбина» оказалась никому не нужна. Даже стадион «Труд» на треке, которого было одержано столько побед, у неё отняли. Если бы не поддержка химзавода (АО «»Иргиз»), сезон 1991 г. стал бы для именитой команды последним. А так она продержалась ещё несколько лет- до 1994 года. В 1995 г. Е.Леошкин попытался, было реанимировать команду, и приватизировал клуб вместе с его материальной базой. Однако, став собственником «Турбины» заслуженный тренер так и не смог возродить 8-кратного чемпиона СССР. А в 2000 году Леошкин скончался. После его смерти попытки вернуть спидвей в Балаково предпринимались не раз, и всегда стадион собирал полные трибуны. Впрочем, одноразовые акции по возрождению спорта № 1 в Балакове одноразовыми и оставались. Вплоть до 2003 года, когда благодаря стараниям Совета руководителей предприятий и организаций, который возглавлял П.Ипатов, и помощи нескольких бизнесменов «Турбина» вернулась в большой спорт как спортивно-технический клуб (СТМК).
В команду, ведомую главным тренером, мастером спорта международного класса Валерием Гордеевым, возвратились «старички» - А.Павлов, С.Кузин, С.Коновалов и А.Морозов, набирались новички: в первом сезоне за «Турбину» выступали Р.Гатиятов,А.Минигалеев,С.Чекмарев,Л.Нигматзянов,К.Филинов,А.Тибеев,В.Матвеев, А.Нафиков, М.Витрик, А.Ганцев, М.Серебряков.
Помогали возрождению «Турбины» всем спидвейным миром: команды делегировали в Балаково своих гонщиков. Но состав стабильным так и не стал. Кроме того. В самом разгаре сезона решением правления клуба снят с должности председатель «Турбины» Н.Коряев, поставленный на эту должность Советом руководителей предприятий города. Его место занял предприниматель В.Соловьев. По итогам чемпионата -2003 команда заняла лишь предпоследнее место. В течении последних лет взрослые так и оставались в «хвосте» турнирной таблицы. Зато блистали юниоры, воспитанники отделения спидвея при ДЮСШ РОСТО (тренер В.Гордеев):2004-05 гг. они впервые стали чемпионами России, как в личном, так и в командном зачете.
6 ноября 2005 г. по инициативе экс- председателя Совета руководителей города, губернатора Саратовской области П.Ипатова, в Балакове появляется ещё одна команда – СК Турбина. Генеральным спонсором новой «Турбины» становится ООО «Балаковские минеральные удобрения». В первом же сезоне (2006) в эту команду удалось пригласить опытных гонщиков и СК завоевал 4-е место. А СТМК Турбина по итогам сезона занимает скромное предпоследнее место. В юниорском командном чемпионате она завоевала «бронзовую» медаль. Балаковским болельщикам в этом году запомнилась очная встреча двух Турбин, в которой номинальным хозяином была СТМК Турбина, и закончилась эта гонка боевой ничьей (45:45).
2007 год был уже более успешным: команда стала серебряным призером ОКЧР, Чемпионом кубка пар России, чемпионом КПРЮ, бронзовым призером кубка пар среди юниоров, также наши гонщики отличились в личном зачете «золотом» А.Водякова в U-19 лет, бронзой в U-21; С. Даркин завоевал бронзу в личном чемпионате России. За клуб выступали С.Кузин, Ф. и М.Калимуллины, С.Даркин, Р.Поважный, К.Филинов, А.Водяков, А.Косолапкин, Д.Носов, А.Кудряшов и легионеры:, П.Протасиевич, Р.Шомберски, Г.Валасек (все- Польша) и Петер Гуннар Карлсон (Швеция), Л.Ричардссон (Великобритания).
Для СТМК Турбины этот год стал не таким успешным как для СК. По итогам чемпионата она заняла предпоследнее место, не завоевав в других первенствах ни одной медали.
В 2008 году команда завоевала бронзовые медали в ОКЧР, «золото» кубка пар России, «золото» кубка пар России среди юниоров, «серебро» КПРЮ, в личном зачете Д. Гизатуллин стал чемпионом России среди взрослых, Р. Поважный в составе сборной России стал бронзовым призером кубка пар Европы, А.Водяков завоевал «бронзовую» медаль U-19 Европы, медаль такого же достоинства он завоевал на U-19 и U-21 России и бронзовую медаль польской экстралиги в составе команды ZKŻ Kronopol Zielona Góra. За клуб выступали С.Кузин, Р.Поважный, К.Филинов, Л. Нигматзянов, М.Гатиятов, А.Водяков, А.Косолапкин, Д.Носов, А.Кудряшов, В.Бородулин и легионеры: П.Протасиевич, Г.Валасек (Польша), Петер Гуннар Карлсон, А. Йонссон (Швеция), Скотт Николлс (Великобритания).
СТМК Турбина в 2008 году не заявилась во взрослый чемпионат, но заявилась в юниорский, где не смогла выйти из своей группы.
А вот тренироваться иногда приходилось прямо на улицах. Только что отстроенный стадион принял первых спортсменов в августе 1963 года. Новую гаревую дорожку опробовали лучшие гонщики Саратовской области и представители мотоклуба комбината искусственного волокна. А уже 7 и 8 сентября в Балакове выступали сильнейшие представители советского спидвея: мастера спорта В.Кузнецов, Ю.Оленев, В.Моисеев, Б.Захаров, Х.Мейер, Г.Куриленко и В.Шило. На трек вышли и молодые балаковцы - Г.Семенов, В.Бремзин, Е.Кандаков и В.Барышников. Первый из них вошёл в тройку призеров, а победитель встречи, Г.Куриленко, и дебютантов похвалил, и балаковский трек, признав его дорожку второй по качеству среди 13 гаревых дорожек СССР.
Открытие второго для балаковских мотогонщиков сезона состоялось накануне 1 мая 1964 года. На стадионе собралось более 10 тысяч болельщиков. В течении двух дней они сумели увидеть всех звезд советского спидвея из Москвы, Красноярска, Куйбышева, Орла, Уфы и Салавата. Наиболее известных из них - членов сборной страны В. Моисеев, Л.Краев и В.Корнев. Итог соревнований: 1-е место - Краев,2-е место Моисеев и о чудо! - на 3-м месте опять балаковец - все тот же Г.Семенов. Скоро ему предоставилась возможность доказать, что этот успех не случаен. 6-7 июня в Балакове прошли первые в Саратовской области международные соревнования по спидвею на личное первенство. В Балаково приехали гонщики из СССР. ГДР и Югославии. За советскую команду впервые выступило четверо балаковцев: Г. Семенов, В. Барышников, Г.Пухов и Л.Хинт. И снова Семенов стал третьим, набрав 19 очков. Тогда был установлен первый рекорд посещаемости: на стадионе собралось 20 тысяч зрителей.
Спустя два месяца балаковцы завоевали уже все три призовых места- по результатам товарищеской встречи (4 и 5 июля) с гонщиками из Москвы и Куйбышева. На пьедестал почета поднялись Г.Семенов, упустивший только одно очко из 24 возможных, Г.Пухов и Л.Хинт.
1964 год оказался самым насыщенным. Уже в начале августа балаковские болельщики стали свидетелями ещё одной международной товарищеской встречи: между сборными СССР и Польши. На балаковский трек 4 и 5 августа вышли поляки З.Подлецкий, А.Выгленда, А.Погожельский, М.Россе и М.Кайзер и советские гонщики: финалист личного первенства мира Г.Куриленко, чемпион Европы по мотогонкам на льду Г.Кадыров, бронзовый призер европейского первенства В.Дубинин, а также Л.Краев, Р.Хайбрахманов, Р.Сафаров, балаковцы Г.Пухов, В.Галченко, Г.Семенов, Л.Хинт и Ф.Губарьков. Результаты- 1-е место- Г.Куриленко с лучшим временем 1 мин. 18,8 с,2 место- А.Выгленда и 3-е -З.Подлецкий.
Тогда же балаковцы впервые были представлены на чемпионате СССР- первой балаковской командой по спидвею «Корд», которая была создана при комбинате искусственного волокна. По итогам «Корд» занял лишь 9 место из 18, но зато был включен первым номером в розыгрыш первенства СССР 1965 года среди клубных команд в классе «Б».
А 24 и 28 января 1965 года впервые в Балакове состоялись мотогонки по льду. И сразу международного уровня- отборочные соревнования чемпионата Европы. На стадионе «Труд» встретились сильнейшие гонщики Австрии, Болгарии, ГДР, Монголии и СССР. Лучшими показали себя гонщики СССР и Монголии. Победителем первого дня отборочных соревнований стал советский гонщик В.Чугунов. На 2-е место после В.Чугунова молодой гонщик из Монголии - Сержбудээ. На 3-е, 4-е и 5-е места вышли советские спортсмены Гантанов, Моисеев и Браславский. По итогам двух дней соревнований первые три места заняли гонщики- В.Чугунов, В.Моисеев и Ю.Оленев.
Одновременно с мотоклубом комбината искусственного волокна существовала и мотосекция при ДОССАФ «Саратовгэсстроя». Её наставник С.Аникин предложил клубам объединиться, но «кордовцы» на это не согласились. А в 1965 году «Корд» впервые стал призером чемпионата СССР: у него - серебро в классе «Б», Золотые награды - у уфимцев и бронза - у команды из Владивостока. В личном первенстве наилучшего результата добился Г.Пухов: он стал пятым.
О балаковской команде заговорили как о сильном сопернике. Когда в Новосибирске проходила Спартакиада народов РСФСР по техническим видам спорта, «Корд» дошел до финала и завоевал серебряную медаль. В первенстве страны балаковцы вышли на 3-е место во второй группе.
В 1966 году «Корд» успешно стартовал в чемпионате СССР, выиграв 8 встреч подряд и заняв 1-е место во второй группе и получив право выступать в классе «А». Балаковцы прорвались в сильнейшую лигу всего за два года!
А 22-23 октября 1966 года в Балакове впервые прошли соревнования на приз мастера спорта Б.Захарова, который в 1963 году установил первый рекорд балаковского трека: 4 круга он прошел за 1 мин 18,9 с. В мемориале Захарова приняли участие лучшие гонщики страны. Большой приз и золотую медаль соревнований завоевал чемпион мира уфимец Г.Кадыров.
В 1968 году «Корд» стал серебряным призером, проиграв победителю чемпионата «Башкирии» всего одно очко. В июле того же года на стадионе «Труд» состоялась принципиальная встреча между опытной командой и едва родившейся «Турбиной» («Саратовгэсстрой») во главе с молодым газоэлектросварщиком автоколонны Е.Леошкиным, который до этого неплохо проявил себя как мотокроссмен. «Турбина» показала зубы: обладателем диплома 1 степени и золотой медали стал 17 летний слесарь СУ-6 В.Гордеев. Через несколько месяцев он уже кандидат в мастера спорта и приглашен в сборную СССР. Вместе с ним - ещё три его земляка: «ветеран» сборной Б.Цеханович и новички - В.Калмыков и А.Миронов. Небывалый доселе успех балаковского спидвея.
Между тем в 1969 году «Турбина» дебютировала в первенстве СССР в классе «Б» и победила в первых же двух встречах саратовского «Салюта» и московского «Центра». Честь «Турбины» отстаивали мастер спорта В.Голубев, перворазрядники В.Кубанов и М.Краснов, второразрядники Г.Дзеба и В.Зотов, третьеразрядник А.Журавлев и В.Мазанов. А 20 мая, на стадионе «Труд», во встрече с «Янтарем» из Даугавпилса, к ним присоединился В.Гордеев. Он принес команде наибольшее количество очков-12. И снова- победа. А в классе «А» не менее успешно выступал «Корд». Календарь чемпионата был поставлен так, что на своем треке «кордовцы» появились в тот год лишь 23 августа И сразу же совершили маленький подвиг: проигрывая гостям- «Локомотиву» из Даугавпилса- одно очко перед последним заездом, они буквально вырвали победу.
Кроме героев матча за «Корд» выступали мастер спорта А.Миронов, кандидат в мастера И.Сибирев, Г.Новоселов, М.Гусев. Итог сезона- 69: «Корд»- третий в классе «А», «Турбина»- на таком же месте, но в классе «Б».
Спортсмены молодой «Турбины» отличились и в международных соревнованиях. В Тольятти, в товарищеской встрече СССР Венгрия, набрав 15 очков, победил балаковец М.Краснов, на вторую ступеньку пьедестала почета взошел его одноклубник В.Кубанов.
А.В.Гордеев был признан лучшим гонщиком товарищеских встреч в Польше. И, похоже, эта страна стала для него почти родной. В июне следующего, 1970 года, он завоевал почетный приз-мемориал им. З.Ранишевского, которым в течении 13 лет владели только польские гонщики.
Начала восходить звезда и его младшего брата Валерия. Он уже был очень заметен в «Турбине». Ещё год, и Валерий- чемпион России среди взрослых и чемпион СССР среди юношей 1971 г. А Владимир тогда же стал вторым в личном чемпионате мира и «взрослым» чемпионом СССР.
В этом же году в последней встрече чемпионата «Турбина» на своем треке уверенно победила «Центр» из Москвы и, заняв 1-е место в классе «Б», перешла в высшую лигу- класс «А». Эту победу завоевали В.Зотов, Валерий Гордеев, В. Олейников, М.Гусев, А.Журавлев, В.Некипелов и Н.Толоконцев.
А заключительным аккордом сезона стала товарищеская встреча на стадионе «Труд» между чемпионом высшей лиги Польши «Полонией» и сборной клубов Саратовской области. Соревнования были посвящены 10-летию балаковского химволокна. В командной гонке с разрывом всего в одно очко (54:53), благодаря победе в последнем заезде Валерия Гордеева и В.Зотова, выигрывает саратовская сборная, в личной- опять неукротимый Гордеев.
В 1972 году «Корда» уже нет. Вместо него на треках страны блистает стремительная «Турбина». Дебютант высшего первенства ССР, она сразу взлетает до 2-го места.
Наступает «золотой» 1973 год. В первых встречах, в мае, балаковские гонщики у себя дома более, чем уверенно побеждают «Жигули» из Тольятти-56:22 и чемпиона СССР 1972 года «Восток» из Владивостока-56:19. Стартовав столь успешно, «Турбина» не менее успешно и финиширует: за тур до окончания чемпионата, проиграв и сведя к ничьей лишь по одной гонке, она обеспечивает себе «золото» и, уже в ранге чемпиона, громит «Башкирию» из Уфы-57:20. Балаково ликует! И не только по поводу этого. Братья Гордеевы никому из своих соперников не оставляют шанса в личном зачете чемпионата страны и становятся: Владимир - первым, Валерий- вторым. Браво! И к этому «браво» присоединяется «браво» Международной федерации мотоспорта: она осталась довольной организацией проведения полуфинала командного чемпионата мира, который прошел в Балакове 5 августа. Тогда сборная СССР заняла 1-е место и вышла в финал, который проводился на знаменитом стадионе Уэмбли в Англии, а Валерий Гордеев получил сразу два приза «Лучший гонщик команды» и «За лучшее время» (1 мин 16,4 сек)
А дальше стало твориться что-то ни для кого из знатоков спидвея не предсказуемое. «Турбина» ещё пять раз подряд становиться чемпионом СССР! Такого успеха не добивался никто! Хотя «Башкирия» тоже была шестикратным чемпионом, но не 6 же раз подряд.
Нет равных балаковцам и в личном зачете.
1973г.: 1-е место – Владимир Гордеев, 2-е место Валерий Гордеев.
1974г.: 1-е место Владимир Гордеев, 2-е место- Валерий Гордеев.
1975г.: 1-е место-Валерий Гордеев, 3-е место –Владимир Гордеев.
1976г.: 1-е место- А.Ухов.
1977г.: -1-е место- Валерий Гордеев
1978г.: 1-е место – Владимир Гордеев.
Все эти победы достигнуты во многом благодаря заслуженному тренеру России Е.Леошкину. До сих пор ему нет равных. Никто не может похвалиться таким количеством побед своих воспитанников.
А теперь статистика последующих балаковских побед.
Командный чемпионат СССР: «Бронза»-1979, 1980, 1981, 1988, 1990 гг. «Серебро»-1985, 1991 гг. «Золото» -1984, 1989гг.
Личный чемпионат СССР 1979 года: 3-е место – Валерий Гордеев.
1980г.: 2-е место – Владимир Гордеев (но выступал за Ленинград).1982г.: 3-е место – Валерий Гордеев. 1983 г.: 2-е место – Валерий Гордеев. 1984 г.: 1-е место Валерий Гордеев.1985 г.: 2-е место Валерий Гордеев. 1986 г.: 1-е место Валерий Гордеев. 1987 г.: 1-е место – Валерий Гордеев. 3-е место – О.Волохов. 1991г.: 1-е место С.Кузин
Личный чемпионат России.
1992 г.: 1-е место- С.Кузин. 2-е место А.Морозов.1993г.: 1-е место- С.Кузин. 3-е место О.Волохов. 1996 г.: 3-е место С.Кузин (с 1995 года выступает за Тольятти). 1997г.: 3-е место С.Кузин 1999 г.: 2-е место С.Кузин.
1985 г. «Турбине» назначили специальную стипендию ДОСААФ. Однако спустя 5 леь лишили. Началась так называемая перестройка. «Турбина» оказалась никому не нужна. Даже стадион «Труд» на треке, которого было одержано столько побед, у неё отняли. Если бы не поддержка химзавода (АО «»Иргиз»), сезон 1991 г. стал бы для именитой команды последним. А так она продержалась ещё несколько лет- до 1994 года. В 1995 г. Е.Леошкин попытался, было реанимировать команду, и приватизировал клуб вместе с его материальной базой. Однако, став собственником «Турбины» заслуженный тренер так и не смог возродить 8-кратного чемпиона СССР. А в 2000 году Леошкин скончался. После его смерти попытки вернуть спидвей в Балаково предпринимались не раз, и всегда стадион собирал полные трибуны. Впрочем, одноразовые акции по возрождению спорта № 1 в Балакове одноразовыми и оставались. Вплоть до 2003 года, когда благодаря стараниям Совета руководителей предприятий и организаций, который возглавлял П.Ипатов, и помощи нескольких бизнесменов «Турбина» вернулась в большой спорт как спортивно-технический клуб (СТМК).
В команду, ведомую главным тренером, мастером спорта международного класса Валерием Гордеевым, возвратились «старички» - А.Павлов, С.Кузин, С.Коновалов и А.Морозов, набирались новички: в первом сезоне за «Турбину» выступали Р.Гатиятов,А.Минигалеев,С.Чекмарев,Л.Нигматзянов,К.Филинов,А.Тибеев,В.Матвеев, А.Нафиков, М.Витрик, А.Ганцев, М.Серебряков.
Помогали возрождению «Турбины» всем спидвейным миром: команды делегировали в Балаково своих гонщиков. Но состав стабильным так и не стал. Кроме того. В самом разгаре сезона решением правления клуба снят с должности председатель «Турбины» Н.Коряев, поставленный на эту должность Советом руководителей предприятий города. Его место занял предприниматель В.Соловьев. По итогам чемпионата -2003 команда заняла лишь предпоследнее место. В течении последних лет взрослые так и оставались в «хвосте» турнирной таблицы. Зато блистали юниоры, воспитанники отделения спидвея при ДЮСШ РОСТО (тренер В.Гордеев):2004-05 гг. они впервые стали чемпионами России, как в личном, так и в командном зачете.
6 ноября 2005 г. по инициативе экс- председателя Совета руководителей города, губернатора Саратовской области П.Ипатова, в Балакове появляется ещё одна команда – СК Турбина. Генеральным спонсором новой «Турбины» становится ООО «Балаковские минеральные удобрения». В первом же сезоне (2006) в эту команду удалось пригласить опытных гонщиков и СК завоевал 4-е место. А СТМК Турбина по итогам сезона занимает скромное предпоследнее место. В юниорском командном чемпионате она завоевала «бронзовую» медаль. Балаковским болельщикам в этом году запомнилась очная встреча двух Турбин, в которой номинальным хозяином была СТМК Турбина, и закончилась эта гонка боевой ничьей (45:45).
2007 год был уже более успешным: команда стала серебряным призером ОКЧР, Чемпионом кубка пар России, чемпионом КПРЮ, бронзовым призером кубка пар среди юниоров, также наши гонщики отличились в личном зачете «золотом» А.Водякова в U-19 лет, бронзой в U-21; С. Даркин завоевал бронзу в личном чемпионате России. За клуб выступали С.Кузин, Ф. и М.Калимуллины, С.Даркин, Р.Поважный, К.Филинов, А.Водяков, А.Косолапкин, Д.Носов, А.Кудряшов и легионеры:, П.Протасиевич, Р.Шомберски, Г.Валасек (все- Польша) и Петер Гуннар Карлсон (Швеция), Л.Ричардссон (Великобритания).
Для СТМК Турбины этот год стал не таким успешным как для СК. По итогам чемпионата она заняла предпоследнее место, не завоевав в других первенствах ни одной медали.
В 2008 году команда завоевала бронзовые медали в ОКЧР, «золото» кубка пар России, «золото» кубка пар России среди юниоров, «серебро» КПРЮ, в личном зачете Д. Гизатуллин стал чемпионом России среди взрослых, Р. Поважный в составе сборной России стал бронзовым призером кубка пар Европы, А.Водяков завоевал «бронзовую» медаль U-19 Европы, медаль такого же достоинства он завоевал на U-19 и U-21 России и бронзовую медаль польской экстралиги в составе команды ZKŻ Kronopol Zielona Góra. За клуб выступали С.Кузин, Р.Поважный, К.Филинов, Л. Нигматзянов, М.Гатиятов, А.Водяков, А.Косолапкин, Д.Носов, А.Кудряшов, В.Бородулин и легионеры: П.Протасиевич, Г.Валасек (Польша), Петер Гуннар Карлсон, А. Йонссон (Швеция), Скотт Николлс (Великобритания).
СТМК Турбина в 2008 году не заявилась во взрослый чемпионат, но заявилась в юниорский, где не смогла выйти из своей группы.
Подготовлено по материалам Ю.Каргина "Балаковская Народная Энциклопедия